Пятница, 24.11.2017, 11:44
Храм Святой Троицы города Ангарска
Главная Регистрация Вход
Приветствуем Вас, Гость · RSS
 
Меню сайта
Разделы блога
Личные дневники [40]
Семейная жизнь [32]
Православная молодежь [14]
Общество [88]
Литература и поэзия [67]
Православная вера и Церковь [151]
Таинства
В помощь верующим
ВХОД НА САЙТ
Логин:
Пароль:
Календарь
«  Декабрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
НАШ Опрос
Верите ли вы в Бога?
Всего ответов: 730
Православный блог Свято-Троицкого собора
Блог » 2011 » Декабрь » 17 » ГОРДОСТЬ: Болезнь или движущая сила?
17:11
ГОРДОСТЬ: Болезнь или движущая сила?
Все люди в той или иной мере больны гордостью. И даже многие святые и монахи, будучи ещё быть может совсем простыми мирянами, были мучимы этой болезнью...

Что есть гордость?
Это чрезмерная нездоровая любовь к себе, к своему укладу жизни, своим каким-то достижениям или недостаткам... В общем, гордость это то, что "даёт нам право" чувствовать себя выше всех или выше других (на наш взгляд якобы менее хороших людей). Это ощущение своей важности, исключительности, достоинства, красоты и т.п.
Гордость очень сложная и опасная болезнь. Если её не лечить, то она быстро превращает в человеке достоинство в не достоинство, красоту в уродство, таланты в пороки и т.п. А это неугодно, ни Богу, ни людям нас окружающим.
Особенно, гордость опасна тем, что она бывает как скрытая, так и явная. Явная гордость, как правило, произрастает из гордости внутренней (которая может незаметно созревать годами). Также, важнейшая особенность гордости в том, что, чем она сильнее, тем меньше человек замечает её в себе. И даже малая степень гордости может так затуманить разум и так "закрыть человеку глаза", что начнётся "паралич" совести и необъективное восприятие окружающей реальности. Выражаясь психологическими терминами, гордость можно назвать эгоизмом*, а последнюю стадию гордости - гордыню, являющуюся смертным грехом (подразумевается смерть души) можно назвать эгоцентризмом**.

Страшна гордость. И совесть притупляет, и голову затуманивает, и душу "выжигает". Мы вечно недовольны друг другом, своей жизнью, своими скорбями и болезнями, властью, количеством денег, наличием или отсутствуем одежды, питания и других материальных благ. Мы недовольны образованием, наукой, техникой, погодой, воздухом, своим настроением, работой, общением, транспортной системой... В общем, недовольны всем. Мы самые лучшие и достойны только лучшего, правда? Но если мы перестанем себя постоянно оправдывать, жалеть... Хоть на несколько минут. Что же нам откроется, когда мы взглянем на самих себя с честностью? Один курит, другой выпивает, третий матом ругается, четвёртый вечно раздражается, пятый дерзок, шестой самолюбив и не прощает обид, седьмой очень любит покушать, восьмой любит красивые наряды покупать почаще, девятый своих родных ненавидит, десятый предал друга... Иной же болтлив да ещё и укорить, осудить и оскорбить кого-нибудь всегда не прочь. А есть среди нас те, кто и сразу всем этим вместе взятым не пренебрегает. Люди делают и такие вещи, о которых в здравом уме и трезвой памяти стыдно даже и помыслить, не то что сказать... Как же всё это похоже на нас, христиан, по немощи духовной и телесной, по неразумию, по дурному навыку проживающих свою жизнь в страшных согрешениях и ещё и имеющих дерзость надеяться на Царствие Небесное. Иные язычники добрее, разумнее и милостивее, чем мы, всё "знающие" и "умеющие" и ничего не делающие, ведь сказал Господь: "
Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня" (Ин.14:21).
А ещё сказал Господь: 
"Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф.9:13) и "...не здоровые имеют нужду во враче, но больные" (Мф. 9:12). Таким образом, Господь наш Иисус Христос прямо указывает нам на необходимость смирения, которого нам постоянно не хватает.

Также, преподобный Серафим Саровский говорил "Стяжи дух смирен и вокруг спасутся тысячи".

Апостол Павел в своём Первом послании к Коринфянам пишет
"Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать". (1Кор.8:2)

Будем же бороться с гордостью, братия и сестры, ибо это самая страшная болезнь человечества, за которой следуют наказания страшные, и в жизни текущей, и в жизни будущей.

____________
* Эгоизм - (
от лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других);

** Эгоцентризм - (от лат. ego — «я», centrum — «центр круга») — неспособность или неумение индивида встать на чужую точку зрения. Восприятие своей точки зрения как единственной существующей. Термин введён в психологию Жаном Пиаже для описания особенностей мышления, характерного для детей в возрасте до 8—10 лет. По различным причинам такая особенность мышления в разной степени выраженности может сохраняться и в более зрелом возрасте.



Очень подробно, понятно и хорошо писал о гордости схиигумен Савва в своей книге
"Семена сатаны и Любовь Христова". Приведём небольшой отрывок из этой книги:



ГОРДОСТЬ

СУЩНОСТЬ ГОРДОСТИ

      Гордость – это страшная душевная болезнь, которая очень трудно излечивается. Нет более мерзкого греха пред Богом, как гордость. Святые Отцы называют ее "семенем сатаны".
      Гордость – это крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не мое; источник гнева, жестокости, раздражения и злобы; отказ от Божией помощи. Но именно гордый имеет особую нужду в Боге, потому что люди спасти его не могут, когда болезнь достигает последней стадии.
      Изобретатель греха, падший ангел тьмы, сам согрешил сопротивлением Богу, то есть гордостью, и весь род человеческий вводит в эту пагубную страсть.
      Всякий грешник, который угождает страсти своей, ведет войну против Бога, как некогда сатана воздвиг бунт и войну на небе против Бога ради того, чтобы выйти из повиновения Ему и жить по своей воле.
      Когда гордый, тщеславный, самолюбивый, славолюбивый, властолюбивый, жестокий, гневливый, завистливый, высокомерный, надменный, непослушный и другие удовлетворяют своей страсти и ради своего "Я" унижают других, то этим они как бы меч поднимают на Бога и как бы говорят Христу: "Не хотим мы следовать Твоему примеру, не хотим быть кроткими и незлобивыми! Не нравится нам Твой закон! Пускай они нам покоряются и служат, а не мы им!"
      Избави, Господи, от такого помрачения! О, как страшно, Д.! Не думай, что в этих словах преувеличение. С гордыми обычно так и бывает. Если вовремя они не остановятся, не покаются, то становятся богопротивниками.
      Чрез всякий грех, даже малый, в душе ослабевает благодать Божия, а чрез смертный грех люди теряют ее совершенно и делаются достойными вечного наказания.
      Гордые выходят из-под власти закона Божия, поэтому сами себя лишают защиты и покровительства Божия. Они терпят поражение на всех путях своих. Живя в теле, они уже мертвы душой и еще при жизни испытывают геенские муки: одиночество, мрачное уныние, тоску, злобу, ненависть, бесплодие, мрак и отчаяние.


СИМПТОМЫ И РАЗВИТИЕ БОЛЕЗНИ

      Грех гордости по своему развитию имеет несколько стадий, и начинается он с тщеславия.
      Симптомы тщеславия: жажда похвал; нетерпение обличений, вразумлений и упреков; мнительность, подозрительность, злопамятство, осуждение других, трудности просить прощения, искание легких путей; постоянная игра, как на сцене, в присутствии посторонних, с целью показать себя с благочестивой стороны, тщательно скрывая свои страсти и пороки.
      Человек перестает видеть свои грехи, не замечает своих недостатков, начинает умалять (уменьшать) свою вину или вовсе отрицать ее, а иногда даже слагает ее на других. Знания же свои, опыт, способности и добродетели начинает преувеличивать и переоценивать. По мере развития болезни в своем мнении о себе он возрастает до великого, достойного славы. Поэтому болезнь эта так и называется: манией величия.
      В таком состоянии человек не только осуждает других, но начинает даже презирать и гнушаться ими, и даже делает им зло. Избави нас, Господи, от этого!
      А когда больному кажется, что его никто не понимает, никто не любит, но все преследуют его и хотят сделать ему зло, тогда болезнь эта именуется манией преследования.
      Мания величия и мания преследования – самые распространенные формы душевной болезни. Эти болезни связаны с повышенным самоощущением, самоценом, когда преувеличенное чувство собственного достоинства вызывает презрение и враждебное отношение к людям.
      Гордец всегда недоволен окружающими людьми и условиями своей жизни, поэтому он и доходит иногда до отчаяния, богохульства, прелести [1], а иногда и самоубийства.
      В начальной стадии гордость трудно бывает распознать. Только опытный духовник или психолог могут безошибочно определить зарождение этой страсти.
      Человек ведет себя как будто нормально, но опытный глаз усматривает в нем начало болезни. Человек доволен собой. У него хорошее настроение: он напевает, улыбается, даже часто смеется и порой без причины громко хохочет; оригинальничает, острит; делает разные приемы, чтобы обратить на себя внимание присутствующих; любит много говорить, и в его разговоре слышится бесконечное "Я", но от одного неодобрительного слова настроение его быстро меняется, и он делается вялым, а от похвалы снова расцветает как "майская роза" и начинает порхать как мотылек. Но, в общем, в этой стадии настроение у него остается светлым.
      Далее, если человек не приходит в сознание своей греховности, не кается и не исправляется, то болезнь развивается и обостряется.
      У человека появляется искренняя уверенность в своем превосходстве над другими. Эта уверенность быстро переходит в страсть командования, и он начинает распоряжаться чужим вниманием, чужим временем и чужими силами по своему усмотрению. Он становится нагл и нахален: за все берется, даже если портит дело, во все вмешивается, даже в чужие семьи.
     В этой стадии настроение гордого человека портится, потому что он часто встречает отпор окружающих. Постепенно он становится все более и более раздражительным, упрямым, сварливым, несносным для всех. Естественно, его начинают избегать, но он убежден в своей правоте и считает, что его просто никто не хочет понять, поэтому порывает со всеми. Злоба и ненависть, презрение и надменность поселяются и утверждаются в его сердце. Душа становится темной и холодной, ум помрачается, и человек выходит из всякого повиновения. Его цель – вести свою линию, посрамить, поразить других и доказать свою "правоту". Вот такие-то гордецы и создают расколы и ереси.
      В следующей стадии развития болезни человек разрывает и с Богом... Все, что он имеет, в том числе способности и некоторые добродетели, все это он приписывает себе. Он уверен, что жизнь свою может устроить без посторонней помощи и может сам приобрести все нужное для жизни. Он чувствует себя богатырем даже при слабом здоровье. Превозносится своею "мудростию", своими познаниями и гордится всем, что имеет. Молитва же его становится неискренняя, холодная, без сокрушения сердечного, а потом он и вовсе перестает молиться. Состояние души его становится невыразимо мрачное и беспросветное, но вместе с тем он искренне убежден в правоте своего пути и с поспешностью продолжает идти к своей погибели.

КАК РАСПОЗНАТЬ В СЕБЕ ГОРДОСТЬ?

      На вопрос: "Как распознать в себе гордость?" Иаков, архиепископ Нижегородский, пишет следующее:
      "Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, так что и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко.
      Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко".
      Что еще можно добавить к этим признакам для распознания в себе гордости? Разве только то, что если на человека нападает страх, то это тоже признак гордости.
      Святой Иоанн Лествичник пишет об этом так: "Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самих теней. Страшливые часто лишаются ума, и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься".
      И еще он же пишет: "Образ крайней гордости состоит в том, что человек ради славы лицемерно показывает добродетели, каких в нем нет".




Оригинальный текст книги взят:

http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/duhovnaya_borba/savva_lubov_hristova_01-all.shtml




Для справки:


Схиигумен Савва (в миру Николай Михайлович Остапенко; 11 (23) ноября 1898, Кубань — 1980, Псков) — известный российский старец, духовный писатель.



Родился 11 ноября (ст. ст.) 1898 году в день памяти Иоанна Милостивого в простой христианской семье на Кубани. Его родители Михаил и Екатерина Остапенко отличались глубокой верой, благочестием и страннолюбием. В семье было восемь детей.

В 1904 году был отдан на обучение в церковно-приходскую школу, где был одним из способных учеников. С малых лет прислуживал в храме, пел на клиросе. Однажды зимой, едва не утонув в проруби, он сильно простудился и заболел. Во время болезни ощутил желание быть священником. Как-то раз он даже хотел втайне от родителей бежать с монахом-паломником, но тот уговорил ребенка обождать годок-другой.

В 1911 году Николай окончил 2-классное училище, в 1914 году — досрочно в связи с началом империалистической войны призван в армию .

С 1917 года служил уже в рядах Красной Армии. А после Гражданской — закончил военно-техническое училище со званием военного техника и работал по специальности.

До 1931 года служил инженером-прорабом в Горпромстрое. В 1932 году — окончил Московский строительный институт и до 1945 года работал инженером-строителем.

В 1946 году, в возрасте 48 лет успешно сдает экзамены в Духовную семинарию при Троице-Сергиевой Лавре. Вскоре наместник Лавры архимандрит Иоанн ходатайствует перед Святейшим Патриархом о пострижении Николая Остапенко в монашеский чин. При постриге ему было дано имя Савва, в честь Саввы Сторожевского (Звенигородского). В Лавре нёс послушание эконома.


Переводится в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, в котором, впоследствии принимает великую схиму.

Скончался в 1980 году [
в Псково-Печерском монастыре]
, был похоронен в пещерах при большом стечении народа.


Источник: http://ru.wikipedia.org



Служение отца Саввы Церкви Христовой и своим духов­ным чадам можно коротко охарактеризовать литургическим возгласом: «Горе имеем сердца». Вся его жизнь, от начала до конца, была стремлением к горнему миру. Отец Савва зажигал охладевшие сердца, укреплял опустившиеся руки, вселял дух веры в Бога, буквально «поднимал» падших. «От сердца к серд­цу» — так можно назвать особенность его подвижнического делания. Из живого источника, коим было его чистое, предан­ное Богу сердце, батюшка черпал силы для своих великих тру­дов. Всегда бодрый, жизнерадостный, благостный, он был го­тов отозваться на любое горе и с любовью снизойти к падшим грешникам.

Людей не обманешь, они особым чувством воспринимают истинных пастырей и сердцем тянутся к тем, кто стремится сам всем сердцем к Богу. Отца Савву любили за Христову любовь, живущую в нем, за самоотверженное служение ближнему. В нем бил неиссякаемый источник добра. Многим памятен его испытующий, буквально пронизывающий взгляд, направлен­ный как будто в самое сердце. Этот взгляд безмолвно свиде­тельствовал каждому: благодатный старец знает твои тайные немощи, но, по своей безграничной любви, щадит тебя и готов уврачевать словом вразумления.


Источник: http://www.pravoslavie.ru/sm/5925.htm




Поделиться ссылкой (щелкните для выбора):

Категория: Православная вера и Церковь | Просмотров: 1684 | Добавил: Feliks | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...
Поиск по сайту
Сегодня
Икона дня
()


Память святых:

Богослужебные чтения дня


___
От юности моея
(хор Свято-Троицкого кафедрального собора г. Ангарска)
Новое в блоге




Полезные сайты

 › Сайт Московской Патриархии

 › Православие.Ру

 › Сайт Иркутской епархии

 › Полный православный молитвослов

 › Православная энциклопедия "Азбука Веры"


Адрес собора: 665835, ул. Троицкая, 1 (проезд до остановки "Институт" трамваями №4,5,6, маршруткой №28), а/я 5238.
Телефон / факс: (3955) 56-80-63 / 56-37-19.

Rambler's Top100

© 2009-2013, МПРО Свято-Троицкий Приход г. Ангарска. При частичном или полном копировании материалов сайта ссылка на st-sobor.ru обязательна.

Разработано при поддержке Fdomains.

Сайт управляется системой uCoz