Суббота, 29.02.2020, 20:53
Храм Святой Троицы города Ангарска
Главная Регистрация Вход
Приветствуем Вас, Гость · RSS
 
Меню сайта
Разделы блога
Личные дневники [40]
Семейная жизнь [32]
Православная молодежь [14]
Общество [88]
Литература и поэзия [66]
Православная вера и Церковь [151]
Таинства
В помощь верующим
ВХОД НА САЙТ
Логин:
Пароль:
Календарь
«  Декабрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
НАШ Опрос
Верите ли вы в Бога?
Всего ответов: 1046
Православный блог Свято-Троицкого собора
Блог » 2009 » Декабрь » 10 » Недостойная зарплата - Православие и мир
22:33
Недостойная зарплата - Православие и мир

Сайт  "Православие и мир" недавно (http://www.pravmir.ru/nedostojnaya-zarplata/) опубликовал такой материал, который показался мне очень актуальным, умным и православным. Не о любви - что неизмеримо выше, - а просто о хорошем отношении к людям.  Предлагаю его вашему вниманию. 

Недостойная зарплата

– Андрей, а сколько зарабатывают твои рабочие?

– 9-10 тысяч.

– Евро?!

– Нет, рублей. Это примерно 200 евро.

– А чего так мало?

– Это рынок труда, Паули, я не могу платить больше.

– Андрей, нельзя платить людям такие деньги. Ты посмотри, какие цены у вас в магазинах.

– Но они готовы за них работать.

– Да мало ли что они готовы! Куда им деваться? А кто будет работать на твоей фабрике через 15 лет – ты подумал?

– Это не моя проблема. Пусть государство думает. Я капиталист, я думаю о прибыли и плачу с нее налоги. И кризис на дворе.

– Сволочь ты, Андрей, а не капиталист (обезоруживающая улыбка). Знаю я, какой у тебя кризис. Ты ведь вполне можешь платить людям больше, это не создаст тебе особых проблем. У нас в Финляндии за такой капитализм с тобой бы никто не разговаривал – даже я.

Это разговор между одним крупным предпринимателем, у которого бизнес в дальнем уголке Ленинградской области, и его потенциальным финским партнером. Мне его пересказал знакомый питерский журналист, одноклассник этого Андрея. В какой-то момент журналист не выдержал и ввязался в разговор:

– А на ваших финских предприятиях сколько зарабатывают рабочие аналогичной квалификации?

– 2-3 тысячи евро, – не без гордости ответил Паули. – Вполне достаточно на нормальную жизнь. При этом я трачу кучу денег на то, чтобы на моем заводе были всякие приятные мелочи типа фитнес-клуба, дешевого питания и бесплатных возможностей для профессионального роста.

– А если бы вы захотели расходовать на рабочую силу меньше денег, рынок бы это позволил?

– Тут дело не в рынке. Бизнесмен, который в таких вопросах ориентируется только на рынок труда, – плохой бизнесмен. Если ты зальешь в свой автомобиль топливо с низким октановым числом, он стерпит и кое-как будет ездить. Но недолго. И, скорее всего, это будет плохой автомобиль, потому что с хорошей техникой так не обращаются. А человек – это хорошая техника.

Моего знакомого журналиста этот разговор шокировал. До сих пор он слышал словосочетание «достойная зарплата» в основном от тех, кто стремится ее получать. А тут выясняется, что европейские капиталистические дикари употребляют это выражение совсем с других позиций – как нечто такое, что нужно дать своим рабочим, чтобы ты сам в глазах окружающих выглядел достойно.

Ты ездишь на «Порше», у тебя есть личный самолет, твоя жена рулит благотворительным фондом, количество твоих особняков по всему миру уже не вмещается в однозначное число, а зарплата на твоих предприятиях выше средней по стране на 30-40 процентов. Оказывается, это вещи одного порядка.

С тем противоестественным фактом, что не только спрос и предложение влияют на рынок труда, мне впервые пришлось столкнуться на наших нефтяных северах в 90-е годы. Казалось бы, какая разница между двумя соседними поселками нефтяников, которые торчат посреди тундры, как два поплавка в самом центре океана. И в том, и в другом налицо синдром подводной лодки: есть только один серьезный работодатель, который может пользоваться своим положением как угодно. Мало платим? Вали на материк, если есть на что. Не на что? Тогда терпи и не вякай. Один из двух работодателей примерно такой стиль общения и практикует. Вернее, практиковал. А в 40 километрах находился другой городок нефтяников, и в нем рулил другой работодатель, который почему-то платил рабочим в два раза больше. Как объяснить это с позиций рыночной экономики? Никак. Просто работодателю номер один казалось, что платить людям надо столько, за сколько они готовы пахать, чтобы сегодня не сдохнуть от голода и завтра снова выйти на работу. А работодатель номер два полагал, что если ты сам зарабатываешь миллиарды, то почему бы не создать человеческие условия и для тех, кто тебе эти миллиарды делает. Просто потому, что это по-человечески, а он вроде как человек.

Работодатель номер один не понимал работодателя номер два, за глаза называл его «совком» и предрекал ему скорую гибель в пучине безжалостного рынка. Но почему-то сложилось иначе. Номер один очень скоро сгинул, потонул, не выдержал конкуренции, а номер два продолжает зарабатывать миллиарды.

Предприниматели, у которых вместо мозгов челюсти, любят ссылаться на Адама Смита с его невидимой рукой рынка, которая все отрегулирует и назначит цену всему, к чему прикоснется. Мол, чего с нас взять, мы лишь один из пальцев на этой холодной и костлявой лапе. Или даже ноготь. Или мозоль. Между тем бедный Адам Смит был совсем не таким варваром, каким его малюют. По образованию он вообще был не экономистом, а философом. Экономика его интересовала скорее как сфера взаимодействия разных этических установок и законов. И один из этих законов заключался в том, что бизнес – это инструмент возвращения с прибылью того, что ты в него вкладываешь: денег, усилий, энергии, ума и – вы не поверите! – любви. И если ты вкладываешь в бизнес свой цинизм, жадность и ничего больше, то в результате рано или поздно получишь примерно такой же ядовитый коктейль.

У писателя Павла Мельникова-Печерского в романе «На горах» есть интересный пример дискуссии на эту тему. Очень богатый рыбопромышленник Смолокуров, большой любитель недостойных зарплат, зовет приятеля – купца Потапа Чапурина в Астрахань. Соблазняет большими барышами, предупреждая, правда, что народец в тех местах бедный и подлый, нужны глаз за ним да плетка. Чапурин, крупный воротила в столярном деле, у которого рабочие зарабатывают хорошие деньги, предложение Смолокурова отклоняет, выдвигая аргумент совсем не экономического свойства: «Зато мои токари да красильщики Богу на меня не пожалуются».

Эта «поправка на Бога» в той или иной форме жива и сегодня – причем независимо от того, имеет хозяин бизнеса отношение к религии или не имеет. Платить людям чуть больше, чем того требует рынок, – это не только красиво, но в конечном счете и выгодно. Просто одни исчисляют успех лишь в рублях и копейках, а для других это понятие более комплексное и стратегическое. На каком социальном фундаменте стоят мои предприятия? Выйдут ли на улицу мои рабочие, если у меня начнутся проблемы с властями? Воспринимают ли они свою профессию как неизбежное зло или им завидуют те, кто работает на моих конкурентов?

Да, я слышал тысячу раз: дефицит ликвидности, не хватает оборотных средств, не на что развиваться. Иногда это звучит убедительно, но чаще всего – гнилая отмазка, не более того. Просто надо планировать развитие своего бизнеса с учетом «хорошего бензина», закладывать другие сроки окупаемости и смириться с простой истиной: у человеческого ресурса тоже есть критический минимум содержания, ниже которого опускаться опасно. Сверхмаленькая зарплата может оказаться слишком дорогим удовольствием.

А сделка у финна Паули со сволочью Андреем так и не состоялась. Не знаю почему.


Автор материала - журналист Дмитрий Соколов-Митрич.


Поделиться ссылкой (щелкните для выбора):

Категория: Общество | Просмотров: 2230 | Добавил: Irina | Рейтинг: 4.0/3
Всего комментариев: 9
1 Тавифа   [Материал]
Статья написана для работодателей, к которым большинство из нас не относится.
Если ее читает человек, получающий низкую зарплату (по его мнению, как правило, незаслуженно низкую), то она рождает в его душе осуждение своего работодателя (ведь нелепо обижаться на рынок труда).
Вот с этой точки и надо начинать отсчет.
осуждение - грех. может быть, чем столь тяжко грешить, мне лучше сменить работу или рассмотреть причины, по которым я этого делать не хочу(или не могу)? Если эти причины более веские, чем зарплата, то мой работодатель в этом не виноват. А если так, то я постараюсь обрести мир в своей душе. должно быть бедность это именно мой крест, который тоже надо уметь достойно нести. И разве Господь десятки раз не посылал мне помощь, самыми неожиданными способами разрешая возникшие материальные проблемы?
И какую мне нужно иметь зарплату, чтобы наследовать Царствие Небесное?
Простите меня.

2 Irina   [Материал]
Уважаемая Тавифа, я за Вас опасаюсь :) Какой-то странный тон избрали Вы для своего комментария. По-видимому, Вы всерьез считаете, что кроме Вас никто не знает, что такое осуждение, грех или крест. Переадресуйте свои претензии священнику Александру Ильяшенко, преподавателю одного из ведущих православных вузов России. Это он осмеливается "столь тяжко грешить", публикуя на своем сайте такие "неправославные" статьи. Интересно, где Вы почерпнули столь глубокие знания о Православии? Требование социальной справедливости - библейское, евангельское, апостольское, в конечном счете - Божье. Если Вам это неизвестно - откройте книги, спросите у действительно православных людей. Уверяю, если бы Вы обратились как собеседник, я была бы вежливей, но Вы - "учитель"?!
Нельзя же думать только о себе: я буду "смиряться " и "спасусь", а этот рядом со мной пусть погибает, хотя мне большого труда не составляло сказать ему, что он не прав ("Если согрешит против тебя брат твой..." Мф.18.15). Не надо выстраивать непреодолимую стену между работодателем и бедным (такова Ваша оппозиция). Я как раз думаю о нем лучше: он способен разумные доводы услышать. Так же, наверное, думают отец Александр и автор статьи.

5 Тавифа   [Материал]
нечеловеческая гордыня - это сильно. завтра иду на исповедь...
простите, что задела за живое, но я никому никаких претензий не адресовала.
пост изменила. может быть, так он будет более приемлемым?

6 Feliks   [Материал]
Тавифа, это само собой, разумеется.
Человеку всегда мало. Зарплата всегда " слишком низкая".
Но речь-то здесь немного не об этом...
Одно дело смириться и нести свой крест, другое дело - безропотно наблюдать, когда ломаются десятки судеб и ничего не делать, зная, что можешь.

7 Тавифа   [Материал]
спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи. прп. Серафим

8 Irina   [Материал]
И Вы меня простите, на самом деле все не так просто. В начале своей церковной жизни читала у архиепископа Иоанна Шаховского в "Белом иночестве": "Надо всем ревновать о правде Христовой. Не защищая ее в мире, мы не защитим ее в себе". Все же то, о чем я писала выше - правда. И про социальную справедливость, и про брата-работодателя. Стремление к спасению - не обсуждается. Только спасение происходит в Церкви, а не в безвоздушном пространстве. Праведный Иоанн Кронштадтский пишет в "Живом колосе", что в христианском обществе не может меньшинство богатеть за счет нищеты других. И эта тема должна звучать. Иначе удобно сейчас стало рассуждать: дескать, неравенство было всегда,всегда были богатые и бедные. И, как правило, такими словами оправдываясь, люди, даже наши братья-христиане, совсем не Божьи дела творят. Неужели нам не сказать им об этом? Чем потом оправдаемся?

3 Feliks   [Материал]
По-моему, статья действительно актуальная, адекватная современным реалиям.
Есть разница между подходом "Да он... Да чтоб он..." и "Уважаемый работодатель, вы не правы".
Ведь все мы ошибаемся. И очень часто из-за этого начинаем осуждать друг друга и даже хуже того, игнорировать, враждовать, ненавидеть... А надо просто попытаться понять человека, встать на его позицию. Когда видишь, что он не прав, попытаться разобраться, что его к этому привело (будь-то, к ошибочной точке зрения или же, к неразумным поспешным действиям), а потом уже делать выводы. И просто спокойно сказать, донести это до человека, не с осуждением, без обиды:
"Друг, ты не прав" или "Иван Иванович, вы не правы... Задумайтесь о последствиях".

Очень важно донести до человека правильное понимание ситуации, не пытаясь забрать у него свободу выбора принимать или не принимать точку зрения, а затем те или иные действия для её исправления, а также реализации нового представления о ней (это порой нелегко).

Это не должно выглядеть и по факту, быть циничным обличением и осуждением, а должно быть проявлением истинной христианской любви и просто общечеловеческой любви к своему ближнему...

Митрополит Антоний Сурожский (1914-2003):

"...Обыкновенно, говоря об ответственности, мы понимаем это слово как подотчётность: придётся мне дать ответ за свои слова, действия, за свою жизнь. Но не только в этом ответственность. Ответственность также заключается в способности отозваться на человека, ответить ему - любовью, пониманием, верой, надеждой. В этом смысле всякая любовь в себе содержит ответственность перед тайной человека, ответственность перед его будущим. И, опять-таки, эта ответственность, как и всякая другая, например, гражданская, осуществляется какой-то ценой.
И эта ответственность в любви сочетается тоже с требовательностью. Любить расслабляющей любовью, любить такой любовью, которая всё допускает и позволяет человеку становится всё мельче и мельче, всё более жестоким, всё более себялюбивым - это не любовь. Это измена. Любовь должна быть требовательной. Не в грубом смысле, не так, как мы часто действительно требуем от других того, чего сами несогласны делать, что для нас кажется слишком трудным, налагая на них бремена, которые мы не способны или не хотим нести. Нет, требовательность любви сказывается прежде всего в том, чтобы любимого человека вдохновлять, чтобы его уверить в том, что он бесконечно значителен и ценен, что в нём есть всё необходимое, чтобы вырасти в большую меру человечности".


4 Feliks   [Материал]
Если посмотреть на ситуацию не с христианской точки зрения, а чисто с экономической:

Допустим, рабочие работают за мизерную зарплату. А куда деваться? Кушать хочется. У многих, наверное, есть семьи.
Та мизерная зарплата вся уходит на еду и какие-то бытовые мелочи. Рабочие думают "я и моя семья не голодают, уже хорошо". Но так не может продолжаться вечно. У рабочих накапливается неудовлетворённость собой, жизнью, работой. Некоторые работают с неохотой, некоторые работают с явной пренебрежительностью, а некоторые и начинают "подворовывать" у начальства, потому что, устали вкалывать целыми днями за гроши.
В семьях рабочих начинаются раздоры, да и у самих рабочих как-то не очень на душе. Это приводит к раздражительности, пьянству, понижению работоспособности. В конечном итоге - к повышению травматизма, как бытового, так и производственного, а также к ухудшению, как физического, так и психического здоровья рабочих. А значит, падает производительность труда и повышаются расходы на медицинское страхование работающих на предприятии.
Помимо этого, если кто начнёт интересоваться у одного из рабочих по поводу работы на этом предприятии, рабочий, естественно, начнёт высказывать своё недовольство жизнью, условиями работы и т.п. А может даже станет отговаривать человека идти на подобную работу, вроде как "не повторяй моих ошибок".

Долго ли продержится такое предприятие на рынке труда?


9 Irina   [Материал]
Тавифа, все-таки действительно полюбопытствуйте, как много внимания уделяется этой теме в нашем с Вами Священном Писании, а цитата из Серафима Саровского - не совсем точная. У Мотовилова написано: "Стяжи дух мирен..." Тоже меняю пост. Только не менять же их до бесконечности...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...
Поиск по сайту
Сегодня
Икона дня
()


Память святых:

Богослужебные чтения дня


___
Свете тихий
(хор Свято-Троицкого кафедрального собора г. Ангарска)
Новое в блоге




Полезные сайты

 › Сайт Московской Патриархии

 › Православие.Ру

 › Сайт Иркутской епархии

 › Полный православный молитвослов

 › Православная энциклопедия "Азбука Веры"


Адрес собора: 665835, ул. Троицкая, 1 (проезд до остановки "Институт" трамваями №4,5,6, маршруткой №28), а/я 5238.
Телефон / факс: (3955) 56-80-63 / 56-37-19.

Rambler's Top100

© 2009-2013, МПРО Свято-Троицкий Приход г. Ангарска. При частичном или полном копировании материалов сайта ссылка на st-sobor.ru обязательна.

Разработано при поддержке Fdomains.

Сайт управляется системой uCoz