Суббота, 22.02.2020, 11:37
Храм Святой Троицы города Ангарска
Главная Регистрация Вход
Приветствуем Вас, Гость · RSS
 
Меню сайта
Разделы блога
Личные дневники [40]
Семейная жизнь [32]
Православная молодежь [14]
Общество [88]
Литература и поэзия [66]
Православная вера и Церковь [151]
Таинства
В помощь верующим
ВХОД НА САЙТ
Логин:
Пароль:
Календарь
«  Декабрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
НАШ Опрос
Верите ли вы в Бога?
Всего ответов: 1045
Православный блог Свято-Троицкого собора
Блог » 2009 » Декабрь » 4 » Катавасия
21:49
Катавасия

С праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы!

"Начиная с этого дня и до отдания праздника Рождества Христова во все дни, в которые Уставом назначается пение великого славословия, поется катавасия "Христос Рождается". 

Читайте, дорогие братья и сестры, (можно даже заучить наизусть) и вникайте в высокое Богословие  православного Богослужения:

Катавасия

Песнь 1.

Ирмос: Христос раждается, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие, яко прославися.

Песнь 3.

Ирмос: Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну, и в последняя от Девы воплощенному безсеменно Христу Богу возопиим: вознесый рог наш, Свят еси Господи.

Песнь 4.

Ирмос: Жезл из корене Иессеова, и цвет от него, Христе, от Девы прозябл еси, из горы хвальный, приосененныя чащи, пришел еси воплощься от Неискусомужныя Невещественный Боже: слава силе Твоей, Господи.

Песнь 5.

Ирмос: Бог сый мира, Отец щедрот, великаго совета Твоего Ангела, мир подавающа, послал еси нам: тем богоразумия к свету наставльшеся, от нощи утренююще, славословим Тя, Человеколюбче.

Песнь 6.

Ирмос: Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, якова прият: в Деву же всельшееся Слово, и плоть приемшее, пройде сохраньшее нетленну, егоже бо не пострада истления, Рождшую сохрани неврежденну.

Песнь 7.

Ирмос: Отроцы благочестию совоспитани, злочестиваго веления небрегше, огненнаго прещения не убояшася, но посреди пламене стояще пояху: отцев Боже благословен еси.

Песнь 8.

Ирмос: Чуда преестественнаго, росодательная изобрази пещь образ, не бо яже прият палит юныя, яко ниже огнь Божества Девы, в Нюже вниде утробу. Тем воспевающе воспоем: да благословит тварь вся Господа, и превозносит во вся веки.

Песнь 9.

Ирмос: Таинство странное вижу и преславное: небо, вертеп: престол херувимский, Деву: ясли, вместилище, в нихже возлеже Невместимый Христос Бог


"Катавасия" происходит от греческого слова "katabasion", которое имеет несколько значений: схождение, выход и соглашение (договор). В греческой православной церкви этот термин закрепился как согласованное, гармоничное пение хора, когда певцы с обоих клиросов сходятся на середину церкви. 
В более узком значении катавасия - это припев (заключительный ирмос), который поется на богослужении (утрени) во время канона. Катавасии повторяются после каждой песни канона, поются на гласы (гласы - восемь типов мелодий в церковном пении, сменяющих друг друга каждую неделю).
В русской православной церкви раньше канон пели, а не читали. Катавасию пели два хора (клироса) одновременно, сходясь при этом вместе на середину церкви. Песнопение, таким образом, было сложное, т. к. пелось на ходу и на многие голоса. Нетренированное ухо могло не улавливать гармонию, сложное пение воспринималось как нечто путаное, даже если певчие не сбивались. Особенно было тяжело это слушать людям, которые не изучали музыкальную грамоту, и не собирались даже. Именно среди этих людей стало формироваться основное значение греческого слова "катавасия" на Руси: беспорядок, суматоха, путаница. Только эти значения мы и встречаем в словаре Ожегова, к сожалению.

Источник  http://www.liveinternet.ru/showjournal.php?journalid=888913&tagid=1701935 (по происхождению слова "катавасия")

Для правильного понимания этих ирмосов надо помнить, что они связаны со Св.Писанием. Вот как пишет об этом Мария Сергеевна Красовицкая  в своем курсе "Литургика":

Это песни Священного Писания или библейские песни — тексты Ветхого и Нового Заветов. Песни — потому что это слова, пропетые или как-то особенно торжественно возглашенные тем или иным лицом, о котором говорится в Св. Писании. Из Св. Писания взято десять таких песен, соединяемых с песнями канона.

Первая песнь — из книги Исход (гл. 15), та песнь, которую воспел древний Израиль, выйдя из волн Чермного моря и увидев, что он невредим, а преследователи его потоплены. Они воспели хвалебную песнь Господу: "Поим Господеви, славно бо прославися. Коня и всадника вверже в море…"

Третья песнь — из первой книги Царств (гл. 11), песнь пророчицы Анны, матери пророка Самуила; она имеет хвалебный характер. Четвертая песнь — из книги пророка Аввакума (гл. 3). Пятая — из книги пророка Исайи (гл. 26). Шестая — песнь пророка Ионы (гл. 2), молитва во чреве кита, это вопль к Богу о помиловании. Седьмая и восьмая — из книги пророка Даниила, это слова, которые говорили три отрока в пещи огненной, хвалебные тексты, воспетые в трудных обстоятельствах. Девятая песнь сохранилась даже в нашем сокращенном богослужении и мы слышим ее почти каждый день. Это песнь Пресвятой Богородицы "Величит душа Моя Господа". (Лк. 1, 46-55). Песнь эта, по Уставу, должна петься не с тропарями канона, а с особым припевом, который и дал название этому тексту — Честнейшую. Десятая библейская песнь связана с 9 песней канона, это слова пророка Захарии — отца Иоанна Предтечи (Лк. 1, 68-79).

А в ирмосах праздника можно видеть параллель между празднуемым событием и тем событием, которое является темой библейской песни. Пример в нашем каноне на Рождество - восьмая песнь: печь, давшая прохладу,  есть образ чуда "преестественного" (превосходящего естественный порядок) - как печь не опалила юношей, находящихся в ней, так огонь Божества не опалил утробу Девы, в которую вошел; поэтому мы воспеваем песнь: да благословит всё творение Господа и превозносит Его всегда. Или по-славянски: 

"Чуда преестественнаго, росодательная изобрази пещь образ, не бо яже прият палит юныя, яко ниже огнь Божества Девы, в Нюже вниде утробу. Тем воспевающе воспоем: да благословит тварь вся Господа, и превозносит во вся веки". 

Еще одна иллюстрация ёмкости церковнославянского языка: словам тесно, а мыслям просторно.


Поделиться ссылкой (щелкните для выбора):

Категория: Православная вера и Церковь | Просмотров: 8395 | Добавил: Irina | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...
Поиск по сайту
Сегодня
Икона дня
()


Память святых:

Богослужебные чтения дня


___
Свете тихий
(хор Свято-Троицкого кафедрального собора г. Ангарска)
Новое в блоге




Полезные сайты

 › Сайт Московской Патриархии

 › Православие.Ру

 › Сайт Иркутской епархии

 › Полный православный молитвослов

 › Православная энциклопедия "Азбука Веры"


Адрес собора: 665835, ул. Троицкая, 1 (проезд до остановки "Институт" трамваями №4,5,6, маршруткой №28), а/я 5238.
Телефон / факс: (3955) 56-80-63 / 56-37-19.

Rambler's Top100

© 2009-2013, МПРО Свято-Троицкий Приход г. Ангарска. При частичном или полном копировании материалов сайта ссылка на st-sobor.ru обязательна.

Разработано при поддержке Fdomains.

Сайт управляется системой uCoz